понедельник, 18 апреля 2011 г.

Специальные приемы для формирования связной речи на первом этапе

Задачи I этапа:
- обучение ребенка определению ошибок, пробелов связной речи;
- закрепление в памяти образцов нормированной связной речи;
- привитие осознания некоторых признаков рассказа.

  • Сравнение рассказа и набора слов из него.
Рассказ повествовательного характера. 
      Я шла по улице в школу. Под деревом увидела отломанную веточку. Я взяла её и принесла в класс. Мы поместили веточку в вазу с водой. Скоро на ней набухли почки. Потом стали развёртываться листочки. У нас в классе настоящая весна! 
Набор слов.
     Я, улица, школа, дерево, увидела. веточка, взяла, класс, ваза, вода, почки, листочки, нас, весна.
Рассказ описательного характера.
     Теплый летний день. Светит яркое солнышко. Луг как пестрый ковер. Кругом сочная травка и яркие цветы. Над душистой кашкой кружится пчела. Слышны веселые песни птиц.
Набор слов.
     День, солнышко, луг, ковер, пестрый, трава, цветы, кашка. кружится, пчела, песни, птицы.
Данные упражнения способствуют дифференциации понятий "слово"-"предложение", а также формируют у обучающихся представление о том,  что называние отдельных слов не является рассказом. 
  • Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
Рассказ повествовательного характера.  
     Это было весной. Река вышла из берегов. Вода подбиралась к кустам. В кустах были зайцы. Три зайца вскочили на бугор, а один на пенёк. Так они и сидели , пока вода не стала спадать.  
Бессвязный набор предложений.
     Это было весной. Река вышла из берегов. Из берегов может выйти озеро, пруд, любой водоем. На берегу сидели зайцы. На лугу играли мальчишки в футбол. Девочки собирали цветы и плели венки. Все ждали наступления лета. 
Упражнения такого вида формируют понятие о том, что не всякое сочетание предложений образует связный рассказ. 
  •  Сравнение рассказа и отдельного предложения по его содержанию. 
Рассказ. 
     У Никиты бумажный змей. Никита идет в парк пускать змея. Змей набрал высоту и летит. 
Отдельное предложение.
     Никита пускает змея. 
Из упражнений данного вида обучающиеся усваивают, что текст несет больше информации, чем предложение, взятое из него. 
  •  Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
Рассказ. 
     Ученики пришли на завод.   Их встретил молодой рабочий. Он показал ребятам тракторы и комбайны. Эти машины выпускает завод. 
Деформированный вариант рассказа. 
     Их встретил молодой рабочий. Эти машины выпускает завод. Ученики пришли на завод. Он показал ребятам тракторы и комбайны. 
Данные упражнения учат видеть предметно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью.
  •  Сравнение рассказа и его некомплектного варианта. 
Рассказ.
Ёжик.
     Однажды дядя Володя возвращался с охоты и увидел ёжика. Он завернул его в куртку и принёс домой. Ёжик сначала всех боялся и выходил только ночью. Мы ставили ёжику молоко в блюдце. Ёжик выходил только ночью и пил молоко. Прошло несколько дней. Ёжик стал смелее и выбегал днём. Перед отъездом из деревни в город дядя Володя накормил его и отнёс поздним вечером в соседнюю рощу.
Некомплектный вариант рассказа.
     Дядя Володя принёс домой ёжика. Ёжик всех боялся и выходил только ночью. он пил молоко.
Потом дядя Володя отнёс его в рощу.
Упражнения на сравнение рассказа с его некомплектным вариантом обучают находить смысловой пробел при восприятии целого текста.

      2 комментария:

      1. Спасибо за подробное описание работы по узнаванию образцов связной речи. Хотелось бы уточнить: дети какого возраста выполняют такие задания, существуют ли специальные требования к дидактическому материалу этого этапа для учащихся?

        ОтветитьУдалить
      2. Ирина Викторовна! Задания на узнавание образцов связной речи даны для обучающихся 3-4 специальных классов VIII вида. Специальный дидактический материал для данной категории детей отсутствует. Упражнения подбираем сами для конкретного ребенка, учитывая уровень его развития.При этом используем различные источники, например, Е.Д. Худенко "Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии" часть 2 (3-4 классы), М., 1992; А.К.Аксенова, Э.В. Якубовская "Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы", М., 1991 и др.

        ОтветитьУдалить