пятница, 22 апреля 2011 г.

Специальные приемы по формированию связной речи на втором этапе работы

Задача II этапа:
- подбор лексико-грамматических  средств для оформления связного высказывания.
  • Игры на восстановление порядка серии сюжетных картин, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. 
Детям предлагается:
- отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, расположить их в последовательности протекания события;  
-  восстановить заданный порядок картинок по ранее прочитанному рассказу, то есть по памяти;
- найти "ошибку" логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии;
- расположить картинки серии  соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным логопедом. В качестве опорных слов могут выступать наименования предметов или последовательное наименование действий;
- самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и
- составить по ним рассказ;
- исправить "ошибку" в чтении рассказа логопедом путём правильного расположения картинок серии.
  • Игры на выбор недостающей картинки
- найти "пропавшую" картинку, определить её место в ряду заданных;
- найти  лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события;
- выстроить последовательность события по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки, подходящие по содержанию представленной;
- "распутать" две сюжетные линии, состоящие из двух наборов серий;
- подобрать к сюжетной картинке отдельные предметы изображения субъектов и объектов ситуации;
- на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов  отсутствуют в серии предметных картинок;
- к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок, опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
  • Составление рассказа по последовательно представленным картинкам
  • Придумывание продолжения к начатому рассказу

    3 комментария:

    1. Поздравляем с открытием блога!
      Е.Л. Чичканова, В.В. Ермолина

      ОтветитьУдалить
    2. Уважаемые Галина Алексеевна и Галина Львовна! Сообщения в вашем блоге (на мой взгляд) слишком краткие. Думаю, что было бы интереснее, если бы Вы размещали какой-то практический материал, в том числе наглядный. Хотя, может быть, всему свое время. Мне, например, было бы интересно познакомиться с конкретными играми, дидактическим материалом к ним. Конечно, при этом нужно указывать автора методики.

      ОтветитьУдалить
    3. Уважаемая Ирина Викторовна!
      Вы правы, нашей задумкой и было размещение именно практического материала по данной теме, который на самом деле апробирован на практике. Разнообразные, доступные задания повышают мотивацию детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению и приносит положительный результат.
      Спасибо Вам за проявленный интерес и комментарии!

      ОтветитьУдалить