четверг, 21 апреля 2011 г.

Обучение связной речи на третьем этапе обучения

Задача III этапа:
- Развитие мотива и формирование самостоятельного связного высказывания.
     В процессе логопедической работы над связной речью в 3-4 специальных классах VIII вида мы работаем в основном над простыми по структуре текстами:  текстом-повествованием и текстом-описанием, используя методику Р.И. Лалаевой.
     Смысловую связь предложений осуществляем двумя путями: а) через предикат, б) через субъект. Пример цепной семантической структуры текста:
"Над окном дома было гнездо. Из гнезда выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик упал из гнезда."
" Весной ребята построили скворечник. Скворечник повесили на дерево. Вскоре на дереве поселились скворцы. Скворцы облюбовали наш сад. В саду они собирали жучков и гусениц. Ведь жучки и гусеницы вредят листьям деревьев."
Пример параллельной структуры текста:
"Медведь имеет теплую, мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям."
      Порядок работы над различной семантической структурой текстов: 1) работа над текстом-повествованием;  2) работа над текстом-описанием; 3) работа над текстами , включающими и цепную, и параллельную связь.
     Последовательность логопедической работы по развитию связной речи младших школьников:
  • пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
  • пересказ по сюжетной картинке;
  • пересказ без опоры на картинки;
  • рассказ по серии сюжетных картинок;
  • рассказ по сюжетной картинке;
  • самостоятельный рассказ.                 
 Приемы работы над пересказом:
а) по плану из картинок;
б) по отдельным картинкам из сюжета;
в) узнавание и определение героев;
г) по опорным словам;
д) по началу, концу или середине рассказа.
е) пересказ по цепочке;
ё) пересказ в лицах;
ж) выборочный пересказ;
з) краткий пересказ;
и) полный пересказ.

Варианты работы над составлением  рассказа по серии картинок:
1. Игра "Не зевай, нужную картинку поднимай!" (Раскладываем серию сюжетных картинок и просим детей рассмотреть их. Затем читаем рассказ, даем ребенку по одной картинке-эпизоду, повторяем рассказ, дети показывают соответствующие картинки.)
2. Раздаем детям предметные картинки, а сами показываем сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети подбирают предметные картинки к сюжетным картинкам.
3.Раздаем детям по одной начальной картинке из каждой серии. а остальные перемешиваем. Открывая по одной картинке. спрашиваем:"Что здесь изображено? Кому дать эту карточку?" Ребенок смотрит на свою первую картинку и определяет, подходит ли к ней карточка. Получив все карточки, относящиеся к своей серии , дети раскладывают их в нужном порядке и составляют по ним рассказ.
4.Читаем рассказ и расставляем на наборном полотне картинки, затем снимаем их и предлагаем детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ.В случае затруднений задаём наводящие вопросы.
5.По расставленным сюжетным картинкам задаём детям вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.
6.Раздаем картинки из одной серии в любой последовательности. Сами составляем план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки и составить по ним рассказ.
7.Предлагаем ребенку серию картинок. Его задача-подобрать в последовательном порядке картинки и составить по ним рассказ.
8.Дети работают в группе. Каждому ребенку дается 2-3 картинки, которые они должны разложить в такой последовательности, чтобы получился рассказ.
9.По серии картинок дети составляют рассказ, учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.
10. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим или последующим событием.
11. Учим детей по памяти рассказывать сказку или рассказ.
12.Из двух смешанных серий картинок дети последовательно раскладывают картинки двух знакомых сказок вспоминают их названия и рассказывают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий